Календарь событий

Галерея


Facebook



Народное творчество

Народное творчество
Культура Узбекистана также как и его природные ландшафты и древняя история очень богата и разнообразна. Она содержит в себе целый спектр и слияние культурных традиций нескольких народов. Они нашли свое отражение в музыке, живописи, прикладном искусстве, танцах и национальной одежде. Богатая на традиции культура узбекского народа развивалась на протяжении столетий и она отличается от схожих культур Востока своим самобытным и неповторимым характером. Среди преобладающего большинства сельского населения, особенно в кишлаках, сохраняются некоторые традиции, чьи корни уходят еще в античный период.


Фольклор

Устное народное творчество и народная музыка независимо от места и характера общественной формы проживания являются одними из старейших и важнейших элементов культурного наследия. Музыкальное творчество узбеков по праву считается неповторимым, так как оно в высшей степени содержит в себе широкий спектр тем и многообразных жанров. Все песни и инструментальные произведения классифицируются относительно их функций и значения на две группы.

Первая группа представляет собой музыкальные произведения для определенного периода и при определенных условиях, касающихся каких-то церемоний, различных рабочих моментов, ритуалов или фольклорных выступлений, либо народных игр. Вторую группу музыкальных произведений можно напротив исполнять повсеместно. В устном народном творчестве узбеков лирические герои народного эпоса вместе с макомами – направление вокально-инструментальной музыки - заслуженно занимают высокое и важное место. Эти две формы музыкального творчества без сомнения являются высшим проявлением традиционной узбекской музыкальной культуры.
Живопись

Искусство живописи Узбекистана насчитывает несколько столетий. Еще в XIV - XVII вв. в таких больших городах, как Самарканд и Бухара, переживали свой расцвет каллиграфия и переплетное дело. И сегодня все также вызывают восхищение изящные и изысканные орнаменты и каллиграфическая роспись древних книг и рукописей. В этих двух метрополиях Великого Шелкового пути и дальше передается из поколения в поколение сокровенное искусство миниатюры и каллиграфии.

Прикладное искусство
Прикладное искусство, стабильно процветавшее на протяжении четырех столетий, в XX в., напротив, пришло в упадок, в первую очередь из-за индустриализации и советской коллективизации. Но за годы Независимости благодаря бурно развивающемуся туризму прикладное искусство получило свое второе дыхание.
Чеканка

Узбекская чеканка таит в себе неисчислимое множество гравюрной техники. Современные мастера этого ремесла используют преимущественно медь и латунь в качестве рабочего материала, изготавливают в настоящее время гравированные предметы с особенной изысканностью, создавая при этом совершенно новые формы и стили гравировки. В качестве примера можно назвать традиционные школы чеканки современного Узбекистана, которые в течение пары последних столетий бесспорно занимают ведущие позиции на рынке. Это – школы Бухары, Самарканда, Коканда, Маргилана и Ташкента, среди которых Бухарская школа по праву снискала себе заслуженное признание, на что указывают высокохудожественные произведения бухарских мастеров с их изысканно утонченными элементами и роскошными мотивами.

Гончарное ремесло

Гончарное дело изначально считалось самым исконно самобытным ремеслом людей. В некоторых городах и селах Узбекистана работают и сегодня известные керамические мастерские. Почти в каждом районе можно увидеть интересные школы, каждая из которых наряду с достойными внимания старыми традициями обладает очевидным характерным своеобразием. Особое внимание среди прочих других школ снискала себе, прежде всего, школа риштанских и гиждуванских мастеров своим невероятно большим спектром форм и красок, а также пленительными орнаментами и многообразием мотивов. Кроме того, у знаменитых мастеров в Ташкенте, Самарканде и Хиве можно встретить работы с использованием различных направлений и переплетением разных стилей и направлений в керамике.  

Золотошвейное дело

Ремесло – шитье золотом «Сардузи» - свидетельствует о богатом прошлом и, благодаря преемственности родственных кланов, переживает сегодня свое новое возрождение. Золотошвейное ремесло как искусство имеет длинный путь развития. И не случайно благодаря ему 400 лет тому назад Бухара стала столицей и одним из самых больших и признанных центров этого искусства, где оно сначала было исключительно мужской профессией и только для слепых мужчин. Все это только возбуждает любопытство и придает внимание этому ремеслу. Нитями, переплетенными настоящим золотом или серебром, ткут каждую тонкую деталь или орнамент для любого вида одежды, начиная с роскошных пальто, головных уборов, обуви или различной детской одежды, а также всевозможных текстильных изделий для домашнего интерьера – ковров, настенных панно, наволочек для подушек, скатертей, занавесок и т.д. Поэтому золотошвейные изделия приобретают сегодня огромное значение и играют большую роль в высокой моде (будь то одежда невесты, жениха, мальчика после обрезания или юбиляра).

Ковроткачество

Традиции исконно народного ковроткачества имеют невероятно старые и широкие корни, которые развились как следствие тяжелой работы и изобретательных попыток многих поколений овладеть им. Ковры, которые ткались дома преимущественно женщинами в сельской местности, имеют простую, но в то же время совершенную технику, при этом демонстрируют изысканную комбинацию красок, форм и рисунков, а также безупречную живость творческой декорации.

Техника плетения некоторых виды ковров указывает на местность, где они были изготовлены. Так, кочевники изготавливали простые, грубые шерстяные ковры, в городской же местности производили тонко сотканные шелковые ковры. С большой заботой и вниманием сохраняли ткачихи тайны и обогащали традиционные особенности своего ремесла, в то же время передавая это искусство детям или ученикам через столетия. Возможно поэтому бухарские ковры в старину оставались повсюду на всем Востоке так знамениты и любимы. Сегодня традиционное искусство ковроткачества в Узбекистане переживает заметное возрождение и сосредоточено в таких знаменитых местах как Бухара («Сабина силк»), Самарканд («Афган мануфактура»), Хива (проект ЮНЕСКО) и Маргилан (Шелковая мануфактура «Ёдгорлик»).

Шелк

Шелководство относится к одному из самых старых ремесел в Узбекистане. История разведения гусениц для производства шелка и его переработки восходит к античным временам. С тех пор производство постоянно расширялось и развивалось. Об этой древней истории рассказывают манускрипты и некоторые живые свидетельства тех времен – многочисленные тутовые деревья -шелковицы по всей стране, некоторым из которых более тысячи лет. Не найдется ни одной деревни, ни одного поселения в Узбекистане, где нельзя было бы встретить ранней весной (в апреле и мае) это чудо природы. Поэтому здесь нет необходимости в разведении плантаций тутовых деревьев. Каждый год в Узбекистане производится полмиллиона тонн шелка-сырца. Это количество почти полностью перерабатывается в стране, преимущественно промышленным способом. Но благодаря личной инициативе фермеров все более значимым становится производство так называемого «биошелка». Качество готового продукта из узбекского шелка можно ощутить на себе в виде всевозможных шелковых шалей, вышитых полотенец, одежды и, конечно же, ковров. Следующим образцом применения красочного и роскошного узбекского шелка являются сотканные вручную ткани, такие как «Адрас», «Атлас», «Бекасам», «Хан атлас». Все эти волшебные шелковые метаморфозы лучше всего испытать live непосредственно на месте его производства в Ферганской долине.

Резьба по дереву

Популярность резьбы по дереву в Узбекистане никогда не ослабевала. Несмотря на то, что древесина как строительный материал всегда была очень дорогой, здания и любые строения всегда пытались украшать деревянной резьбой. Одним из любимых видов традиционного искусства резьбы по дереву является не только растительный орнамент, арабески, но и отделка любой поверхности орнаменталистской техникой под названием «Абсолютная бесконечность». Эта техника предписывает тонкое, изящное переплетение разных рисунков на любой поверхности таким образом, чтобы в конечном результате они замыкали собой круг, в результате чего орнамент не имел бы ни четкого начала, ни узнаваемого конца. В общей сложности в орнаментике деревянной резьбы преобладают нежные растительные мотивы (цветущие растения, цветы, набухающие почки, листья, ползучие растения и т.д.), однако в контексте с важными актуальными и обязательными шрифтами и надписями. Всегда придавалось большое значение тому, чтобы работа по резьбе исполнялась только вручную без применения иглы или клея. Раньше для работы обычно использовались местные деревья: платан, тутовник, ореховое дерево, вяз, вишневое или абрикосовое дерево. Сегодня великолепные произведения традиционного искусства резьбы по дереву можно увидеть в Хиве, музее под открытым небом (Джума мечеть, резные двери и входные ворота повсюду), в Бухаре (Болохауз, Баланд, мечеть Бохарзи и Накшбанди, место паломничества), в Самарканде (Ходжа Ахрор, мечеть Абди Дарун), в Коканде (Дангара, пятничная мечеть).